Наводнение было настолько сильным?
11 апреля 1908 года вода в Москве-реке стала прибывать и за сутки поднялась на 9 метров. Это было самое крупное наводнение в Москве в XX веке. Затопленной оказалась 1/5 часть города, включая 100 километров улиц. Было разрушено 25 000 построек, пострадало около 200 000 человек.
О масштабах трагедии можно судить по многочисленным фотографиям и заметкам в прессе того времени, вот снимки из книги «На рубеже двух веков», которая вышла в издательстве газеты «Московский листок».
Как москвичи переносили происшествие?
Несмотря на масштабность потопа, газетные заметки полны оптимизма и поначалу сравнивают улицы затопленных районов с Венецией. Газета «Русское слово» за 11 апреля пишет: «Особенно красива была картина реки между Москворецким и Каменным мостами. С одной стороны, тонули в воде ярко освещённые электрическими фонарями обеих мостов кремлёвские стены, с другой — отражались в ней красивые дома и особняки Софийской набережной. <...> Поминутно встречались лодки с пассажирами, возвращавшимися из церквей с зажжёнными свечами.
Совсем как на Большом канале в Венеции. Только серенад не было».
Начало потопа выпало на Страстную пятницу, поэтому празднование Пасхи отвлекло москвичей от происшествия и помогло организовать помощь пострадавшим, об этом сообщает газета «Биржевые ведомости» за 13 апреля:
«Такого наводнения не было с 1854 года. Пока, конечно, трудно подсчитать убытки. В праздники не до этого было. Пока известно только, что пострадало от наводнения более 1500 домов, залита площадь в одном замоскворецком районе приблизительно в 4 миллиона квадратных саженей. Отдельные убытки достигают в иных случаях громадных сумм. Так один только сахарный завод Гепнера пострадал на 7 миллионов рублей. Владельцу предлагали вывезти из завода весь сахар и брали за это 4 000 рублей. Гепнер отказался, и Москва- река в продолжение целого дня текла сладкой водой.
Долгие часы мутная в обыкновенное время Москва-река была совсем жёлтой. Наводнение затопило химический завод Ушакова, и громадные запасы жёлтой краски растворились в воде. Нижняя часть домов по Берсеневской набережной, когда вода схлынула, так и остались в новой жёлтой окраске.
Сильную и умилительную картину представлял Кремль в эту пасхальную ночь. Около московских святынь в ожидании первого удара Ивана Великого стояла толпа народа. Более 100 тысяч человек собралось со всех концов Москвы. Именитые московские купцы и гласные думы с кружками в руках обходили москвичей и собирали в пользу пострадавших от наводнения. В эти торжественные минуты всякий раскошеливался. Во время заутрени такой же сбор производился и в остальных церквах Москвы.
Образовался конечно и особый комитет для оказания помощи. Городская управа собрала пока немного, что-то около 8 000 рублей, но зато много пожертвований течёт помимо управы».
А жители Ушаковского переулка, которые праздновали Пасху на крыше дома, стали героями памятной открытки, изданной после наводнения.
http://electro.nekrasovka.ru/articles/whatisit/easter1908