Где трава зеленее
"На слушаниях в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге о проблемах трудовой миграции из Восточной Европы в Западную назывались и еще более впечатляющие данные. Так, по словам британского парламентария Джона Хоувэла, только за один 2016 год в Великобританию за лучшей долей и зарплатой перебрался миллион поляков — настоящий рывок. И это при том, что польская экономика, по его словам, выросла за последние 20 лет в два раза: «Люди всегда будут видеть, что трава зеленее с другой стороны». Но только ли дело в пресловутой пословице, что хорошо там, где нас нет? И какие последствия может иметь такое перемещение рабочей силы как для стран-доноров, так и государств-реципиентов?" - об этом пишет российский журнал "Огонек".
Авторы доклада ПАСЕ не скрывают, что перемещения рабочей силы с востока на запад континента «обусловлены главным образом экономическими мотивами». Люди ищут лучшей доли. При этом процесс затрагивает все большие массы людей. Сначала в него включились государства бывшего соцлагеря из Восточной Европы (Польша, Румыния, Болгария), а сегодня в лидерах — бывшие республики СССР (Украина, Молдова, Белоруссия).
Рабочая сила из стран «первого эшелона» перемещается туда, где самые высокие зарплаты, например в Великобританию, Францию или Скандинавские страны, а на их места приезжают мигранты из бывших советских республик. Так, в частности, происходит сегодня в Польше, где в строительстве и сельском хозяйстве полно этнических украинцев. Обычной стала ситуация, когда грузины или украинцы работают в Польше, а поляки трудятся в Германии и Великобритании.
Плата за рынок
Латвия, как мы знаем, тоже является активным участником европейского рынка труда, что вкупе с высоким уровнем смертности из года в год снижает численность ее населения. В 2018 году население страны сократилось на 0,7%.
При этом из Латвии уезжает людей все меньше, а приезжает все больше. Но страна тем не менее продолжает погружаться в демографическую яму, пусть и слегка медленнее, чем раньше.
В начале 2019 года в Латвии проживало 1 млн 920 тыс. жителей – на 14,4 тыс. меньше, чем годом ранее. Это данные Центрального статистического управления.
В 2018 году из страны уехало 15,8 тыс. человек (на 1,9 тыс. меньше, чем годом ранее), а приехало (вернулось) - 10,9 тыс. человек (на 1 тыс. больше, чем в 2017 году).
Доходы в стране в последнее время растут, возможно, это и подвигает жителей Латвии на возвращение. Вероятно, что свою лепту в это движение внес и пресловутый Брекзит.
Примерно 4,5 тыс., или 41%, приехали жить в Латвию в прошлом году из стран Европейского союза. Большинство из иммигрантов (77%, или 8,7 тыс.) - это вернувшиеся на родину жители Латвии, как граждане, так и неграждане, а также те, чья государственная принадлежность другая, но страна рождения – Латвия. Оставшуюся часть приехавших составили люди, у которых с Латвией нет юридической связи.
Что касается эмиграции, то большая часть покинувших в прошлом году Латвию (13,2 тыс.) отправилась в страны ЕС. В основном это Великобритания (не все испугались Брекзита!) и Германия. Из уехавших 82% были гражданами Латвии.
Работать некому
Печально, но в стране рождается все меньше детей. В прошлом году в Латвии родилось 19,3 тыс. младенцев, и это на 1514 меньше, чем в 2017 году. Смертность при этом выросла, но, к счастью, не столь существенно - за минувший год умерло 28,8 тыс. человек (на 63 больше, чем годом ранее). Таким образом естественная убыль населения составила 9,5 тыс. человек, и это самый высокий показатель за последние семь лет.
Из-за этих процессов страна продолжает стареть. Количество жителей в трудоспособном возрасте сократилось в 2018 году на 16,5 тыс., или на 1,4%. Число населения вне трудоспособности, соответственно, увеличилось – на 2,3 тыс. Удельный вес этой части населения в целом увеличился с 22,5% в начале 2018 года до 22,8% в начале 2019 года.
Эстония вышла из кризиса
Интересно сравнить нашу демографическую ситуацию с другими странами Балтии. В Литве точно такие же процессы. А вот Эстонии удалось увеличить число жителей страны. Правда, только за счет иммигрантов, смертность превышает рождаемость и в этом государстве.
Численность населения в Эстонии в начале 2019 года составила 1 млн 324 тыс. жителей - на 5,7 тыс. больше, чем годом ранее. В 2018 году в Эстонии родилось 14,4 тыс. младенцев, а умерло 15,8 тыс. жителей. Зато сальдо международной миграции было положительным – 7,1 тыс. (в 2018 году из других стран в ЭР прибыло 17,6 тыс. человек, а выехало 10,5 тыс.).
В Литве в начале 2019 года проживало 2 млн 794 тыс. человек, что на 14,9 тыс. меньше, чем в 2018 году. В Литве тоже наблюдается естественная убыль населения – в размере 11,6 тыс. человек (число рожденных в 2018 году – 28 тыс., умерших – 40 тыс.). Уехало из Литвы за минувший год на 3,3 тыс. человек больше, чем приехало.
На поток
Латвия по-прежнему продолжает поставлять рабочую силу в страны Западной Европы, но ей далеко до тех государств, где это дело поставили на поток.
Так, согласно опросу 2013 года, почти 14 процентов поляков работали на чужбине с 2004 года (около четверти из них — более года), а сегодня 69 процентов поляков имеют членов семьи или близких друзей, живущих за границей, около 24 процентов намерены эмигрировать в ближайшем будущем. И большинство из них молоды: пять лет назад 90 процентов поляков в возрасте до 34 лет рассматривали для себя вероятность миграции. Польские власти, конечно, пытаются остановить процесс, приняв даже специальную программу поддержки польской диаспоры на 2015–2020 годы в Великобритании, но возвращаются единицы, а уезжают тысячи.
С 1990 по 2012 год 20 млн человек покинули Центральную, Восточную и Южную Европу, переместившись в Северную и Западную.
Не самый плохой вариант
Добавим, что считать миграцию исключительно злом было бы неправильно. Тем более что сокращение населения затрагивает и те страны, которые в европейском рынке труда не участвуют.
Возьмем Россию. Население РФ за 2018 год сократилось на 86,7 тыс. человек. Сокращение численности населения коснулось в первую очередь сельской местности. Страну не спасает даже по-прежнему довольно высокий приток мигрантов из Средней Азии.
Впрочем, естественная убыль населения характерна и для Западной Европы. Только там ее компенсирует миграция. И если это будут люди из Восточной Европы, а не из Африки или Азии, то, вероятно, это не самый плохой вариант для всего континента.
Григорий АНТОНОВ.
"Естественная убыль населения характерна и для Западной Европы. Только там ее компенсирует миграция. И если это будут люди из Восточной Европы, а не из Африки или Азии, то, вероятно, это не самый плохой вариант для всего континента".
Из комментов:
Сергей Жерносек
Экономика и жизнеобеспечение Восточной Европы существовала за счет советских дотаций и царя батюшки. Когда они прекратились, (а европейские дотации к сожалению не тянут на тот уровень) начались гуманитарная катастрофа и огромный концлагерь, от масштаба которых в ужасе даже жители многих горячих точек.