
Несмотря на давление во всем мире на демократические нормы, на постсоветском пространстве появляется все больше признаков политического выражения. Помимо Прибалтики, которая рано стала демократическим государством, Украина, Грузия, а теперь и Армения идут впереди. Политическое беспокойство, часто вызванное социально-экономическими и экологическими проблемами, бросает вызов вялым и авторитарным режимам, включая Россию. Это изменение является органичным и может получить пользу от тихой западной поддержки.
Политическое беспокойство, часто вызванное социально-экономическими и экологическими проблемами, бросает вызов вялым и авторитарным режимам, включая Россию.
В России недавние опросы показывают, что общественное доверие к президенту Владимиру Путину снизилось до 31 процента, а 45 процентов россиян говорят, что их страна движется в неверном направлении - 12-летний максимум. Популярная тенденция откладывать в центр политические решения также, кажется, падает. Эти настроения могут разыгрываться в общественных акциях протеста, таких как протесты по всей стране в прошлом году против повышения пенсионного возраста , и в прошлом месяце в Екатеринбурге против планов построить церковь в любимом зеленом месте, что привело к ее отмене. Дни назад около 7000 человек собрались в республике Коми против «колониальной политики» по созданию полигона в близлежащем Архангельской области для мусора из Москвы .
На выходных в ходе яркой демонстрации поддержки журналиста-расследователя, арестованного по обвинению в наркотиках, которое, по общему мнению, сфабриковано, три из самых известных российских газет вышли под заголовком «Мы Иван Голунов». 11 власти сняли обвинения, вызвав протесты с требованием наказать виновных в задержании журналиста.
Значительная демократическая победа пришла в апреле благодаря конкурентному президентскому голосованию в Украине. Политический аутсайдер Владимир Зеленский воспользовался недовольством экономикой и коррупцией, чтобы повредить Петру Порошенко.
В прошлом году Бархатная революция в Армении свергла укоренившихся лидеров и привела к власти реформистскую оппозицию во главе с Николь Пашинян. Его правительство сталкивается с выполнением обещанных реформ, но не расстраивает партнера Армении по безопасности, Россию. Даже в Беларуси Александра Лукашенко организуются зеленые группы гражданского общества. В Казахстане граждане выступают против неожиданного шага в марте по переименованию столицы в честь первого президента Нурсултана Назарбаева. Назарбаев подал в отставку с поста президента в марте, и проведенные 9 июня выборы преемника, которому не хватает независимой политической базы, вывели на улицы тысячи протестующих.
Как страны по-прежнему пытаются преодолеть авторитарное советское наследие?
Во-первых, страны, население которых считает себя европейцами, добились наиболее демократического прогресса. За 13 лет независимости Эстония, Латвия и Литва встретили строгие стандарты для вступления в Европейский Союз и НАТО. Большинство грузин и украинцев считают себя европейцами, а их страны постепенно развиваются как демократии и углубляются связи с Западом. Нельзя сказать, что есть что-то типично европейское в стремлении к демократии или наоборот. Но совместное очарование европейских рынков и современных идей и практики ответственного правительства стимулирует жизненно важные реформы.
Во-вторых, народные восстания могут помочь преодолеть стагнацию. « Революция роз» в Грузии в 2003 году была возведена на пост президента оппозиционного лидера Михаила Саакашвили, который ускорил реформы и проложил путь Грузии в Европу, пока его не погубили его собственные ошибки. Революция Майдана 2013-14 гг. Привела к тому, что правительство в Киеве умело организовало сопротивление агрессии, но избиратели посчитали, что оно слишком мало для улучшения уровня жизни или борьбы с коррупцией. Бархатная революция в Армении удалось за счет мобилизации масс и ненасильственной тактики. Народное восстание может также привести к неутешительным результатам, как, например, с оранжевой революцией Украины 2004 года.
В-третьих, государства Центральной Азии и Азербайджан, менее привязанные к Западу, отстают в политическом развитии. Исключением является Кыргызстан , единственный из которых имел несколько политических переходов через открытые, оспариваемые выборы Усиление самовыражения в Казахстане и ослабление контроля в Узбекистане вселяют надежду, но перспективы затуманены. Freedom House классифицирует все шесть государств Центральной Азии, за исключением Кыргызстана, как «Несвободные ( PDF ) », рейтинг также поделился с Беларусью и Россией.
В-четвертых, лидеры могут быть более уязвимыми, если граждане недовольны уровнем жизни и коррупцией. Работая над этими темами, Зеленский победил Порошенко, который пропустил удар, проводя кампанию на тему «Армия, вера и язык». Пенсионные протесты в России, возможно, были вызваны отчасти устойчивым снижением личных доходов в последние годы. В Армении новое правительство, похоже, осознает необходимость улучшения жизни людей; В феврале прошлого года она представила программу реформ по сокращению бедности. Однако некоторые наблюдатели обеспокоены тем, что Пашинян движется слишком медленно и не продвигает реформистов.
Начавшаяся евразийская «демократическая весна» еще может быть не за горизонтом, но политическое сознание и гражданское общество набирают силу. Признаки массовой общественной активности и сопротивления вялым, коррумпированным лидерам показывают, что демократические и европейские идеи по-прежнему имеют существенную привлекательность. Тем не менее, демократический прогресс неравномерен, без прогресса в нескольких странах и шагов назад в России.
Если директивные органы решат сделать это, Запад мог бы внести спокойный вклад, продолжая помогать заполнять информационные вакуумы для тех, кто сталкивается с ограниченными средствами массовой информации, и предлагая обучение и поддержку для воспитания гражданского общества, проведения свободных и справедливых выборов и развития конкурентоспособных политика.
Денис Корбой был директором Института Кавказской политики в Королевском колледже Лондона и послом ЕС в Грузии и Армении. Уильям Кортни является старшим научным сотрудником некоммерческой беспартийной корпорации RAND, а также бывшим послом США в Казахстане, Грузии и американо-советской комиссии по реализации Договора о запрещении пороговых испытаний. Кеннет Яловиц - глобальный научный сотрудник в Центре Уилсона, бывший посол США в Беларуси и Грузии и адъюнкт-профессор в Джорджтаунском университете.
Этот комментарий первоначально появился на Newsweek 12 июня 2019 года. Комментарий дает исследователям RAND платформу для передачи идей, основанных на их профессиональном опыте и часто на их рецензируемых исследованиях и анализе.
https://www.rand.org/blog/2019/06/a-democratic-spring-could-be-stirring-in-eurasia-the.html