adamashek (adamashek) wrote,
adamashek
adamashek

Category:

"Онижедети" 1905 года. Карикатуры Чемоданова М. М.


Открытка почтовая сатирическая. "К правительственному раследованию Курского избиения 12 февр." Как видим, революционеров представляют милыми маленькими детками, а власть жестокими дядьками убивающих детей.
По воспоминаниям Курлова П.Г которому приписывалась вина в "избиение" в момент молодёжной демонстрации его в городе не было, а когда он прибыл и произвёл дознание то оказалось, что никакого избиения не было. "Гибель императорской России: Воспоминания" Павел Григорьевич Курлов.

Благодаря революции 1905 года Рсосия была вынуждена подписать не очень-то выгодный мир с Японией. Что потом ставилось в вину тому же Николая Второму.


Эта карикатура похоже на другую, которая приписывается другому художнику.

Апсит А.П. Суд истории. 1914 г. Бумага, печать.


Две перспективы. Сатирическая открытка. Репродукция работы худ. Чемоданова М. М.
Какаие эпитеты - "Военно-полевое самодержавие", прям как "командно-административная система".








Открытка. За народную свободу! Июль 1906 г. М.М.Чемоданов (1856-1908). Из комплекта: Набор открыток "Из истории русской революционной открытки. Выпуск II"




Открытка художественная репродукционная «Старая басня на новый лад». Октябрь 1905г. Художник М.М. Чемоданов» из комплекта «Из истории русской революционной открытки». Автор - составитель В. Шлеев. Редактор А.Тюрин.


Видимо и тогда Церковь противопоставлялась интеллигенции. После революции 1917 года монастырь снесли ,а монахов выселили.


Открытка. После "Исторического дня" - 6 июня

М.М.Чемоданов «Руки коротки!» Москва, 1906 г. Рисунок на открытке.


Открытка почтовая сатирическая."Два приговора к повешению"








Чемоданов Михаил Михайлович (1856-1908 гг.)("Червь"), художник.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России"

Русское слово за 31 (18) января 1908 года сообщало о смерти карикатуриста-врача так:
М.М.Чемоданов
Поздно вечером 16-го января скончался от чахотки известный не одной только Москве зубной врач М.М.Чемоданов М.М. по происхождению вятич, воспитанник московского университета, по медицинскому факультету, был одно время ассистентом в Петербурге у покойного Склифасовского, а затем переехал в Москву, где и занялся практикой зубного врача, приобретя большую популярность не только как хороший врач, но и как хороший бескорыстный человек. М.М. был недурной художник-юморист, и многие его карикатуры, исключительно на политические темы, седлали ему известность. Большую сенсацию произвела в 80-х годах в журнале «Свет и тени» его карикатуры «Наши орудия».
В 1905 и 1906 гг. многие из его карикатур печатались в тогдашних юмористических журналах и на открытках. За некоторые из этих карикатур он был арестован и привлечен к судебной ответственности. Слабое здоровье еще более расшаталось тюрьмой, особенно благодаря усиленному труду, который нес М.М. за последний год, так как его средства, благодаря заключению, также оказались подорванными.
Последнее время больной уже не вставал с постели и скончался, оставив по себе память как о замечательно отзывчивом и хорошее человеке.

Ещё о нём можно прочесть заметку

Жил в Москве, на Пречистенском бульваре доктор Михаил Михайлович Чемоданов. В справочнике "Вся Москва" за 1904 год он значится практикующим зубным врачом. А еще сообщал справочник, что Михаил Михайлович Чемоданов - редактор журнала "Одонтологическое обозрение" и служит в I-й Московской зубоврачебной школе в Каретном ряду, а также преподает во II-й зубоврачебной школе, что на Никитском бульваре.


Выпускался в Петербурге юмористический журнал "Осколки". Знали его в России и в больших городах и в малых, а росту его популярности немало служили едкие рисунки, особенно карикатуры М. Лилина. И в самой редакции ценили Лилина, прочили ему большую будущность. Антон Павлович Чехов в одном из писем к издателю журнала Н. Лейкину, делясь своими мыслями как надобно обучать молодежь, группирующуюся вокруг журнала, приводит в пример М. Лилина.


М. Лилин - это многолетний псевдоним московского практикующего врача М. М. Чемоданова. Родившись в вятской глуши, в Орловском уезде в бедной семье, он, как тогда говорили, на медные деньги сумел кончить курс гимназии и поступил в Московский университет. И вот тут-то, еще на студенческой скамье Чемоданов- художник начинает соперничать с Чемодановым-медиком. Его острые, запоминающиеся карикатуры, преимущественно на общественные темы, становятся все более популярными - сначала среди коллег, а затем появляются и в печати. Одна из таких карикатур появилась однажды в журнале "Свет и тени". Называлась она вполне безобидно: "Наше оружие для разрешения насущных вопросов" и изображена была на рисунке - чернильница. Старик цензор счел рисунок хоть и ядовитым (был намек на бюрократизм в верхах), но годным для напечатания, о чем и сделал соответствующее заключение, не заметив, что гусиные перья и вязь надписи представляют собой... виселицу с солдатами по краям.


Разразился скандал. Журнал конфисковали, цензора, недослужившего несколько месяцев до пенсии, - уволили, кинулись искать художника, но он скрылся.

Через некоторое время Чемоданов появляется в Тифлисе, начинает сотрудничать в местном журнале "Фаланга". Но журнал закрывают. Вскоре появляется новое издание - "Гусли". "Гусли", конечно же, не могут обойтись без Чемоданова, а власти, конечно же, не могут терпеть возмутительные рисунки, и "Гусли" постигает судьба "Фаланги".


Позже Михаил Михайлович возвращается в Москву и заканчивает учебу. Работает некоторое время земским врачом в родных местах, а затем поступает ординатором к знаменитому профессору Николаю Васильевичу Склифосовскому.



Снова начинает активно сотрудничать в московских и петербургских журналах - но все труднее становится пропустить каждый рисунок сквозь "сито" цензуры. Сгущаются тучи реакции, наступали, как писал Блок, "дальние, глухие годы".


Планы и проекты Чемоданова касались не только лечения зубов. После 1900 года уже не встретишь в библиотечных каталогах его печатных трудов, он отказывается от редактирования журнала - вновь страсть к политической карикатуре целиком захватывает его.


"Червь" - псевдоним Чемоданова Михаила Михайловича.


"Червь" - был наиболее употребляемый, но далеко не единственный псевдоним на чемодановских открытках. Известны его работы, подписанные "Икс", "И. Грек". Но, конечно же, наиболее редкой является почтовая карточка, на которой дата 9 января 1905 года - день "Кровавого воскресенья". На этой открытке, возмущенный до глубины души злодеянием царских палачей и презрев все опасности, художник подписался полностью - Чемоданов.


Сколько различных рисунков Михаила Чемоданова было выпущено на открытках? Точную цифру назвать трудно - примерно около тридцати пяти; некоторые из них пронумерованы.


Чемоданов шел по следам событий: свежая газета информация становилась темой злободневного рисунка, рисунок воспроизводился на открытках.


Курская полиция зверски избивает группу молодежи. Полицейские оправданы. Предлог? Кто-то из юношей якобы бросился с ножом на верного царского слугу.


В Варшаве повешен крестьянин Антон Пиляшек. Вина та же: "оказание сопротивления властям". На этой же открытке и второй сюжет -увешанный оружием полицейский, который за избиение школьников, за истязания демонстрантов "приговаривается" к повешению... на нем ордена "за усердие..."

Сатирически беспощаден "портрет" генерал-лейтенанта Глазова. Будучи помощником командующего Московским военным округом, он пригрозил студентам исключением из Университета за участие в беспорядках; предупреждены и те профессора, что осмелились выразить свои симпатии молодежи. В этой карточке художник повторил прием, принесший ему популярность четверть века назад. Как и на открытке "Наше оружие для разрешения насущных вопросов", здесь хлыст жандармской нагайки сложился в слова "орудие просвещения".

М. М. Чемоданов был беспартийным. Но в дни первой русской революции он сближается с большевиками. Известно, что большинство открыток с рисунками Чемоданова печаталось в фотографии Д. И. Песчанского. В справочнике "Вся Москва" за 1904 год Д. И. Песчанский значится владельцем "Художественной фотографии" на Большой Дмитровке в доме синодального ведомства. Однако за вывеской преуспевающего фотографа скрывалась нечто другое.

"Эта фотография была хорошо приспособлена для конспирации и служила местом для явок, собраний, конференций, там же хранились литература, оружие и некоторые вещи, принадлежащие Военно-техническому бюро", - писал Д. И. Песчанский.

В конце декабря 1906 года полицией была задержана крестьянка Александра Петрова, имевшая при себе пакет с противоправительственными открытками и сопроводительную записку М. М. Чемоданова.

Незадолго перед этим в квартире у доктора был сделан обыск, не давший никаких результатов. На другой день после ареста Петровой полиция вновь нагрянула в дом на Пречистенском бульваре, и на этот раз хозяин квартиры был увезен в Бутырскую тюрьму.

В тюрьме Чемоданов тяжело заболел, после долгих хлопот родных был выпущен на поруки. А в это время готовился судебный процесс по делу изготовления и распространения крамольных открыток.

Пожалуй, впервые в истории судопроизводства почтовые карточки стали обвинительным материалом на политическом процессе. Но сам обвиняемый не дожил до начала суда.

В музее истории и реконструкции Москвы хранится наиболее полный архивный фонд М. М. Чемоданова (есть также его архив в Русском музее и в ЦГАЛИ). В папках - дневниковые записи, письма, рисунки, открытки и фотографии.

В старых комплектах "Будильника" и "Осколков", во многих других и столичных, и провинциальных журналах хранятся незаслуженно забытые рисунки М. Лилина. Бережно хранят коллекционеры на страницах своих альбомов открытки "Червя".

Я. М. Белицкий, Г. Н. Глезер. 1986 г.
Отсюда: https://art.sovfarfor.com/raznoe/hochu-snova-nachat-risovat
Tags: Революция 1905 года, карикатурист, открытка Чемоданов М.М., почтовая карточка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments