Польская президентская чета у монумента в Джерси-Сити
На новость из пригорода Нью-Йорка в Варшаве отреагировали сразу и болезненно. Настолько она выглядела неправдоподобной и уж тем более – непредсказуемой. Мыслимо ли, что можно одним росчерком пера градоначальника убрать с глаз долой символический и важный для поляков памятник. Во всяком случае, решение мэра Джерси-Сити Стивена Фулопа в голове не укладывалось. Одно дело – сносить памятники самим, пусть и установленные в благодарность советским воинам-освободителям от фашистских завоевателей, а другое – подвергнуться унижению за свергаемый кем-то памятник полякам.
Город Джерси-Сити с населением 250 тыс. человек расположен на западном берегу Гудзона и входит в состав Нью-Йоркской агломерации. Мемориал, о котором идет речь, представляет собой польского солдата с кляпом во рту, связанными за спиной руками и вбитым в спину примкнутым к карабину штыком. Он был сооружен польскими эмигрантами в 1991 году. Американцы польского происхождения из Нью-Джерси и Нью-Йорка выбрали его центром манифестаций в годовщину Катынской трагедии 1940 года – расстрела органами НКВД польских военнослужащих, а в последние годы и в годовщину смоленской авиакатастрофы 2010 года, унесшей жизни 96 человек вместе с тогдашним президентом Лехом Качиньским.
Сценарий избавления от Катынского памятника в Джерси-Сити как будто под копирку был списан с разыгранной варшавской мэрией истории со сносом первого в Польше памятника советско-польскому братству по оружию, открытого в 1945 году. Схожими оказались даже аргументы сноса и оценка художественности сооружения.
В 2011 году памятник в Варшаве был демонтирован в связи со строительством второй линии метро и подлежал восстановлению. Однако в 2015-м горсовет польской столицы отменил свое же решение вернуть памятник на прежнее место. Поводом же для сноса Катынского памятника власти Джерси-Сити назвали реконструкцию района Эксчендж-плейс и разбивку парка на его месте. Пока же он будет храниться в Департаменте общественных работ, но место дальнейшего размещения памятника пока не определено.
Эта неопределенность, а еще больше – игнорирование американских поляков, которых не уведомили о городском проекте, вызвали волну возмущения в Варшаве и среди польской диаспоры в США. «Ситуация на самом деле скандальная и очень обидная для нас», – отозвался о намерении убрать Катынский памятник с площади у Гудзона в Джерси-Сити маршал Сената Польши (спикер верхней палаты парламента) Станислав Карчевский. Посол Польши в США Петр Вильчек напомнил, что мемориал был установлен после десятка лет усилий польско-американской общественности, и призвал все стороны к диалогу с целью не допустить переноса памятника.
Директор Института национальной памяти Ярослав Шарек выпустил специальное коммюнике, в котором осудил «анонс демонтажа и переноса в другое место Катынского памятника» и подчеркнул, что «монумент связанного польского офицера с вбитым в спину советским штыком вместе с окружающими его памятными досками в честь умерших от голода сосланных в Сибирь и жертв теракта 11 сентября 2001 года также имеет свое универсальное измерение».
В администрации президента Польши сообщили, что, по мнению Анджея Дуды, Катынский памятник «является важным свидетельством почитания и памяти жертв геноцида», напомнив, что президентская чета во время пребывания в США в 2016-м и мае этого года посетила мемориал в Джерси-Сити и возложила цветы к памятнику.
Пока же давление польских политиков на мэра Джерси-Сити никакого влияния на его решение не произвело. Зато впечатлений на 41-летнего Фулопа, родившегося в еврейской семье эмигрантов, добавило через край. Он не стал вступать ни в какие переговоры, а изложил свое видение возникшей ситуации в Twitter:
«Чтобы было ясно.
Памятник на сто процентов будет перенесен.
Ведущие представители польского правительства обратились ко мне. Не встречусь с людьми, которые хотят по-новому написать историю в вопросе участия своей страны в Холокосте.
Единственными людьми, которым отвечу, являются жители Джерси-Сити».
Чем дальше в лес, тем больше дров. Фулоп набросился персонально на попытавшегося вмешаться в городские дела упомянутого маршала Сената, обвинив Станислава Карчевского в антисемитизме и отрицании Холокоста. И в этом случае мэр слов уже не подбирал: «Вот правда о силе, которая стоит за этим памятником… Факты таковы, что известный антисемит, белый националист и отрицающее Холокост лицо, то есть, такой, как он, имеет нулевую достоверность. Единственной неприятностью является сенатор Станислав. Точка. Всегда хотел ему это сказать».
Немедленной реакцией на высказывание Фулопа стало письмо к нему посла Польши в Вашингтоне Вильчека, который, «учитывая тяжесть безосновательных обвинений», от имени правительства Республики Польша обращается с просьбой принести извинения маршалу Сената. «Я был шокирован вашими обвинениями в адрес Станислава Карчевского. Они фальшивы, болезненны и не соответствуют диалогу между занимающими властные посты в двух союзнических странах», – написал дипломат, призвав «очистить атмосферу и сосредоточить внимание на конструктивном диалоге, чтобы найти решение, которое не потребует переноса Катынского памятника».
Мэр Джерси-Сити, которого за оскорбления третьего лица в польском государстве некоторые хотят видеть в зале суда, пытается смягчить климат вокруг Катынского памятника, говоря, что ему будет найдено престижное место или даже после завершения строительных работ уготовано возвращение. Но вот позиция главного застройщика проекта Марка Де Марко, которую приводит Jersey Journal. Директор строительной фирмы считает, что центр Джерси-Сити – плохое место для Катынского памятника, поскольку он… «несколько ужасен» и «не соответствует настоящему времени». И добавляет, что «Россия изменилась и памятник передает искаженный и недружелюбный образ самого большого государства мира».
http://www.press.lv/post/vojna-s-pamyatnikami-vernulas-polshe-bumerangom/